Задачи физической реабилитации:
- Повышение общего уровня здоровья;
- понижение патологически повышенного тонуса мышц конечностей;
- увеличение объема активных движений в конечностях;
- обеспечение работы суставов;
- этапное формирование нового двигательного стереотипа.
Смотреть фотографии
Основное средство ЛФК – физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.
Основная форма ЛФК – это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.
Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.
Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.
Механотерапия
Тренажер Гросса
Разработанная методика с применением «Тренажера Гросса» позволяет сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и выполнять упражнения, связанные с риском при обычных условиях, но безопасные для ребенка, находящегося в тренажере.
Занятия имеют яркую эмоциональную окраску: лазание по шведской стенке, прыжки с высоты, раскачивания, вращения, т.е. упражнения, позволяющие свободно перемещаться даже тем детям, которые имеют серьезные нарушения координации движения.
Дозированное включение таких упражнений снижает общую скованность ребенка, страх перед различными препятствиями и пространством, развивает большую подвижность.
Аппарат позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию.
Тренажер позволяет обучать ребенка произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи:
- расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза;
- стимулировать функции ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах;
- способствовать развитию установочных рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние;
- стимулировать рефлексы, на основе которых формируется передвижение (переступание, ходьба).
Массаж
Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) – это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.
Лечение положением.
Как правило, лечение положением направлено на то, чтобы предупредить, устранить патологическую позицию в одном или нескольких суставах или в группе мышц, а также создать позицию, физиологически благоприятную для восстановления функции мышц.
Особенно это важно для предупреждения контрактур (ограничение пассивных движений в суставе) всех видов и патологических движений.
Занятия по методике динамической проприоцептивной коррекции с применением лечебного костюма «Гравитон».
Основные цели занятий в костюме «Гравитон»:
- преодоление спастики в конечностях;
- коррекция порочных установок конечностей и туловища;
- формирование правильного двигательного стереотипа.
В основе терапевтического действия костюма «Гравитон» лежит изменение под его влиянием характера вестибуло-проприоцептивной импульсации от мышц, связок и суставов, поступающей в головной и спинной мозг во время движений больного.
Для устранения патологических синкинезий (дополнительных движений, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным) необходимо устранить патологическую афферентацию (поток нервных импульсов) и способствовать формированию физиологической афферентации.
Под действием костюма «Гравитон» не только улучшается моторика, уменьшается спастика, увеличивается объем активных и пассивных движений, нормализуется речь, но и значительно уменьшаются гиперкинезы.
Ортопедическая коррекция.
В реабилитации используются:
- Протезно-ортопедические средства (тутора, корсеты, корсеты с головодержателями, аппараты).
- Технические средства реабилитации (ходунки, рамы для ходьбы, опоры для ходьбы).
Технические средства реабилитации.
Во время использования подобных приспособлений у больного в сознании и на подсознании формируется стереотип прямостояния и прямохождения, стимулируются мышцы, которые позволяют людям свободно стоять и передвигаться.
Вертикальное положение тела увеличивает дальность обзора, что является очень важным фактором не только для физического, но и умственного развития человека (вертикальное положение ускоряет изучение окружающего мира ребенком).
Предоставляемые перспективные технологии:
«Статус» – программа профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. Данная программа предназначена для диагностики, профилактики и оздоровления функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата детей и взрослых.
Позволяет выработать навык произвольной мышечной активности на основе метода биологической обратной связи по показателям электромиограммы (ЭМГ-БОС).
Как уникальный инструмент, созданный в рамках идеологии использования здоровьесберегающих технологий в системе образования, рекомендован для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста по воспитанию здоровой осанки, профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
Содержание программы:
Диагностика
- экспресс-диагностика нарушений осанки;
- определение индивидуальной тактики тренировки двигательных стереотипов, точной дозировки нагрузки;
- оценка динамики изменений и эффективности работы по программе.
Последовательность и постепенность в усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса, оптимизирует тренировочный процесс и повышает его результативность за минимально возможные сроки.
Высокая мотивационная и эмоциональная компонента обучения реализуется благодаря широким игровым возможностям программы.
Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты обучающихся, формирует базу данных с результатами всех проведенных тренировок.