Задачи психолого-педагогической реабилитации:
- оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
- развитие познавательных способностей и интеллекта;
- формирование навыков общения и коррекция поведения;
- формирование навыков социально-бытового ориентирования.
Используются такие методы, как игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия, социально-бытовая реабилитация.
Эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов психолого-педагогического отделения.Направления работы:
Направлена на коррекцию психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения. Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, психоаналитические личностноориентированные техники, рациональная терапия, психологические тренинги, игровая терапия: ролевые игры, совместная игровая деятельность, развивающие игры, сказко-, арт- и водно-песочная терапия.
Носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными социальными педагогами Центра реабилитации «Ягодка». Основными средствами педагогической коррекции являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению и трудовой деятельности в будущем.
В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.
Логопедическая коррекция.
В ходе развития речи детей-инвалидов используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.
Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же нормализация ритма дыхания. Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
Развитие мелкой моторики.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.
1. Развитие двигательной активности детей:
- Нормализация мышечного тонуса рук;
- Совершенствование движений.
4. Стимуляция развития речи:
- Активизация звукоподражания;
- Пальчиковые игры со звукоподражанием;
- Соотнесение игрушки со звукоподражанием;
- Соотнесение действия со словом;
- Имитация действий в соответствии со звучащим текстом.
Лечебный нагрузочный костюм «Адели» – современное эффективное средство реабилитации детей с двигательными нарушениями церебрального происхождения.
Положительные результаты достигаются только при наличии у ребенка интереса и мотивации к занятиям, а также при активном включении родителей в процесс реабилитации.
Поэтому важнейшим компонентом данного процесса является психолого-педагогическая поддержка детей и родителей, любые позитивные способы и приемы: разъяснения, положительный пример других детей, здоровое чувство соперничества, ассоциации с героями любимых сказок, похвала и т.д.
Так как данная процедура несет физическую нагрузку на ребенка, психолог с помощью потешек, стихов, песенок, ярких игрушек (в зависимости от возраста) отвлекает его внимание и создает приятную атмосферу, вызывает интерес и формирует мотивацию ребенка на занятие.
Игровая терапия.
Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, компьютерные.
В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – социально-ролевые игры. Для этого специально создано игровое пространство.
Арт-терапия.
Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством. Связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).
Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности.
Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, коллаж.
Песочная терапия.
Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт-терапевтические средства и материалы.
Воспитатели, с которыми ребенок проводит большую часть времени, окружают детей заботой и вниманием, стараются создать все условия для положительной самооценки, уверенности в своих способностях.
Вся предметно-бытовая среда в группах оборудована в соответствии с возрастом детей. Есть много интересных игр и игрушек. В каждой группе оформлен природный уголок. Есть возможность послушать музыку и посмотреть телевизор.
Педагоги центра проводят занятия по агротерапии – прививают навыки выращивания растений и ухода за ними, работают на цветниках и огороде, выращивают рассаду и зелень на подоконниках.
Огромная роль в реабилитации детей принадлежит занятиям по изокоррекции, которые снимают психологическое напряжение, развивают зрительно-моторную координацию, способствуют развитию восприятия. Занятия рисованием, лепкой, моделированием дают возможность тренировки мелкой моторики, гармонизации деятельности различных групп мышц и мозговых процессов.
Педагоги проводят с детьми занятия по эрготерапии, которые развивают мелкую моторику, вкус и эстетическое восприятие. На этих занятиях дети обучаются бытовым навыкам шитья, которые являются началом профориентации. На швейных машинках дети шьют бахилы, косынки, салфетки. Много интересных и ярких работ выполнены из бросового материала, клеенки, ткани, ракушек, тополиного пуха, различных круп и бисера.
Овладение ребенком любым видом творческой деятельности связано с приобретением определенных знаний, трудовых умений, навыков. Задержки и нарушения в развитии ребенка, ограничение его возможностей влияют на результативность процесса. Одновременно творческий процесс предъявляет к нему разносторонние требования.
Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов проходит в творческих студиях:
- бисероплетение;
- оригами;
- выжигание;
- цветик-семицветик (рисование);
- умелые ручки (ручной труд);
- в гостях у сказки (театрализованная деятельность).
При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Используются психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки.
Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия «социальная адаптация».
Монтессори-педагогика.
Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития.
Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.
Педагоги Центра используют несколько крупных разделов Монтессори-педагогики:
- упражнения в повседневной жизни;
- развитие чувств (сенсорное развитие);
- умственное развитие;
- развитие речи.
Сенсорная комната в Центре реабилитации «Ягодка» представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.
Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать психологам, логопедам-дефектологам, педагогам. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности сенсорной комнаты позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки.
Специальное оборудование сенсорной комнаты включает в себя два функциональных блока:
1. Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии.
2. Активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), тактильный коридор.
Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Сенсорная комната – это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.
Сенсорная комната предназначена для коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом, дефектологом, для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых и детям, и взрослым. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и коррекции, оказания положительного воздействия на психику ребенка.
Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому занятия в сенсорной комнате направлены на решение трех основных задач: релаксация, активизация и развитие.
В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом. В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.
А если наоборот – ребенок вял и пассивен, то его необходимо активизировать. Занятия в сенсорной комнате с применением игр со светящимися нитями, зеркальным шаром, тактильной панели помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности.
Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста – от 1 года. Дети с ограниченными возможностями, двигательными нарушениями особенно нуждаются в специальном оборудовании. Гранулированные пуфики-кресла, шариковый бассейн, мягкие модули активно используются в работе с такими детьми.
Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей, а также их родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.
Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологам решать дополнительные задачи:
Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей и больных детей.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация, адаптация детей с ограниченными возможностями.
Перед специалистами Центра реабилитации «Ягодка» стоит задача сформировать у детей-инвалидов знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.
Для более успешной социальной адаптации обязательно предполагается введение курса по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью в Центре коллективом педагогов разработана программа по формированию валеологических представлений и социально-бытовой адаптации детей с ДЦП «Маленькие шаги в большую жизнь».
Задачами программы являются:
- обучение ребенка основным социальным навыкам при помощи технических средств реабилитации (личной гигиене, самообслуживанию и пр.);
- использование специального адаптивного оборудования возможно благодаря применению многофункционального комплекса для развития двигательных функций «ДОН».
В Центре имеется адаптационное оборудование и технические средства реабилитации, предназначенные для облегчения приготовления и приема пищи, для письма и рисования, для облегчения самообслуживания при купании и туалете. Здесь же находятся устройства для облегчения ходьбы.
Большую роль в подготовке ребенка-инвалида к жизни играет семья, членов которых тоже необходимо обучать.
Поэтому специалисты по социальной работе информируют родителей о расширении возможностей детей-инвалидов с помощью адаптационных средств, проводят консультации родителей по вопросам приобретения и использования технических средств реабилитации в домашних условиях.
Грамотно работающие и заинтересованные в конечном результате родители продолжают выполнение начатых в Центре мероприятий, благодаря чему увеличивается положительная динамика, повышается работоспособность детей, правильно формируется их личность, улучшается микроклимат в семье.
Социокультурная реабилитация
В Центре уделяется большое внимание развитию личности ребенка. Значительное место в решении этой задачи отводится социокультурной реабилитации.
Регулярно проводятся праздники и развлечения, экскурсии, спортивные мероприятия, выступления творческих коллективов, выезды в театры.
Ежезаездно дети посещают с экскурсией центр детского творчества «Бабенская игрушка». Бывают в «Парке птиц» в п.Воробьи Калужской области, где знакомятся с различными видами птиц, рыб, животных и рептилий. Узнают много нового и интересного, любуясь красотами этого удивительного уголка природы.
В летние месяцы дети посещают недавно открывшийся «ЭКЗОТИК ПАРК», где живут животные не только средней полосы, но и редчайшие типы земноводных, насекомых и экзотических животных.
Ежедневно, в летние дни каникул, проводятся досуговые и развлекательные мероприятия: «День птиц», «День друзей», «День шоколада» и т.д., работает «Зеленая мастерская» (пластилинография, оригами, бисероплетение), изостудия и другие кружки.
Ежемесячно в Центре проводятся большие тематические праздники, в которых принимают участие не только дети, но и их родители, а также сотрудники Центра. Это такие праздники как: «День защиты детей», День Семьи «Наша дружная семья», «Поклонимся великим тем годам», День юмора и смеха «Веселья час», праздники Пасхи и Масленицы, «Новый год» и др.