Задачи психолого-педагогической реабилитации:

  • оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
  • проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
  • развитие познавательных способностей и интеллекта;
  • формирование навыков общения и коррекция поведения;
  • формирование навыков социально-бытового ориентирования.

Используются такие методы, как игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия, социально-бытовая реабилитация.

В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида широко используется такие формы работы как:

  • совместное с родителями проведение занятий, праздников;
  • семейное консультирование;
  • семейный клуб «МиР» (Мы и родители).

Смотреть фотографии
Эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов психолого-педагогического отделения.

Направления работы:


Направлена на коррекцию психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения. Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, психоаналитические личностноориентированные техники, рациональная терапия, психологические тренинги, игровая терапия: ролевые игры, совместная игровая деятельность, развивающие игры, сказко-, арт- и водно-песочная терапия.


Носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными социальными педагогами Центра реабилитации «Ягодка». Основными средствами педагогической коррекции являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению и трудовой деятельности в будущем.

В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.


В ходе развития речи детей-инвалидов используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.

Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же нормализация ритма дыхания. Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.


Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.



1. Развитие двигательной активности детей:

  • Нормализация мышечного тонуса рук;
  • Совершенствование движений.

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики

  • Развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • Тренировка правильного способа удержания предмета;
  • Развитие моторики в соответствии со звучащим текстом;
  • Тренировка изолированных движений рук;
  • Развитие движений пальцев рук;
  • Формирование правильного захвата.

3. Развитие зрительно-моторной координации:

  • Рисование пальцем;
  • Пальчиковые игры;
  • Ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.

4. Стимуляция развития речи:

  • Активизация звукоподражания;
  • Пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • Соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • Соотнесение действия со словом;
  • Имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

Лечебный нагрузочный костюм «Адели» – современное эффективное средство реабилитации детей с двигательными нарушениями церебрального происхождения.

Положительные результаты достигаются только при наличии у ребенка интереса и мотивации к занятиям, а также при активном включении родителей в процесс реабилитации.

Психологическая помощь решает следующие задачи:

  • Формирование позитивного отношения к костюму «Адели» у ребенка и родителей.
  • Создание у ребенка мотивации, потребности и интереса к активным занятиям в костюме.
  • Преодоление эмоционально-волевого «спада» после первой недели занятий.
  • Формирование у ребенка позиции самостоятельности и успеха.
  • Преодоление недоверия и пассивного отношения родителей к новой методике, формирование у них мотивации успеха.
  • Активное включение родителей в реабилитационный процесс.

Поэтому важнейшим компонентом данного процесса является психолого-педагогическая поддержка детей и родителей, любые позитивные способы и приемы: разъяснения, положительный пример других детей, здоровое чувство соперничества, ассоциации с героями любимых сказок, похвала и т.д.

Так как данная процедура несет физическую нагрузку на ребенка, психолог с помощью потешек, стихов, песенок, ярких игрушек (в зависимости от возраста) отвлекает его внимание и создает приятную атмосферу, вызывает интерес и формирует мотивацию ребенка на занятие.


Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, компьютерные.

В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – социально-ролевые игры. Для этого специально создано игровое пространство.





Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством. Связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности.

Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, коллаж.










Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт-терапевтические средства и материалы.

Воспитатели, с которыми ребенок проводит большую часть времени, окружают детей заботой и вниманием, стараются создать все условия для положительной самооценки, уверенности в своих способностях.

Вся предметно-бытовая среда в группах оборудована в соответствии с возрастом детей. Есть много интересных игр и игрушек. В каждой группе оформлен природный уголок. Есть возможность послушать музыку и посмотреть телевизор.

Педагоги центра проводят занятия по агротерапии – прививают навыки выращивания растений и ухода за ними, работают на цветниках и огороде, выращивают рассаду и зелень на подоконниках.

Огромная роль в реабилитации детей принадлежит занятиям по изокоррекции, которые снимают психологическое напряжение, развивают зрительно-моторную координацию, способствуют развитию восприятия. Занятия рисованием, лепкой, моделированием дают возможность тренировки мелкой моторики, гармонизации деятельности различных групп мышц и мозговых процессов.

Педагоги проводят с детьми занятия по эрготерапии, которые развивают мелкую моторику, вкус и эстетическое восприятие. На этих занятиях дети обучаются бытовым навыкам шитья, которые являются началом профориентации. На швейных машинках дети шьют бахилы, косынки, салфетки. Много интересных и ярких работ выполнены из бросового материала, клеенки, ткани, ракушек, тополиного пуха, различных круп и бисера.

Овладение ребенком любым видом творческой деятельности связано с приобретением определенных знаний, трудовых умений, навыков. Задержки и нарушения в развитии ребенка, ограничение его возможностей влияют на результативность процесса. Одновременно творческий процесс предъявляет к нему разносторонние требования.

Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов проходит в творческих студиях:

  • бисероплетение;
  • оригами;
  • выжигание;
  • цветик-семицветик (рисование);
  • умелые ручки (ручной труд);
  • в гостях у сказки (театрализованная деятельность).







При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Используются психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.

Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

Монтессори-педагогика.

Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития.

Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.

Педагоги Центра используют несколько крупных разделов Монтессори-педагогики:

  • упражнения в повседневной жизни;
  • развитие чувств (сенсорное развитие);
  • умственное развитие;
  • развитие речи.

Сенсорная комната в Центре реабилитации «Ягодка» представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать психологам, логопедам-дефектологам, педагогам. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности сенсорной комнаты позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки.

Специальное оборудование сенсорной комнаты включает в себя два функциональных блока:

1. Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии.

2. Активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), тактильный коридор.

Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Сенсорная комната – это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Сенсорная комната предназначена для коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом, дефектологом, для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых и детям, и взрослым. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и коррекции, оказания положительного воздействия на психику ребенка.

Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому занятия в сенсорной комнате направлены на решение трех основных задач: релаксация, активизация и развитие.

В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом. В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

А если наоборот – ребенок вял и пассивен, то его необходимо активизировать. Занятия в сенсорной комнате с применением игр со светящимися нитями, зеркальным шаром, тактильной панели помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности.

Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста – от 1 года. Дети с ограниченными возможностями, двигательными нарушениями особенно нуждаются в специальном оборудовании. Гранулированные пуфики-кресла, шариковый бассейн, мягкие модули активно используются в работе с такими детьми.

Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:

  • гармонизация психоэмоционального состояния всех участников – как детей, так и родителей;
  • развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование сенсорных процессов детей;
  • развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
  • осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;
  • развитие навыков позитивного общения.

Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей, а также их родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологам решать дополнительные задачи:

  • коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких как: агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка;
  • коррекция взаимоотношений с ребенком по пути от взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям;
  • коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанного с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от его «маленьких» успехов;
  • осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его развития и воспитания;
  • повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей и больных детей.

Эффективность работы сенсорной комнаты:

  • снижение агрессивного и беспокойного поведения,
  • улучшение эмоционального состояния,
  • снятие стресса, снижение тревожности,
  • повышение порога сенсорной чувствительности,
  • восстановление коммуникативной функции, развитие.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация, адаптация детей с ограниченными возможностями.

Перед специалистами Центра реабилитации «Ягодка» стоит задача сформировать у детей-инвалидов знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.

Для более успешной социальной адаптации обязательно предполагается введение курса по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью в Центре коллективом педагогов разработана программа по формированию валеологических представлений и социально-бытовой адаптации детей с ДЦП «Маленькие шаги в большую жизнь».

Задачами программы являются:

  • обучение ребенка основным социальным навыкам при помощи технических средств реабилитации (личной гигиене, самообслуживанию и пр.);
  • использование специального адаптивного оборудования возможно благодаря применению многофункционального комплекса для развития двигательных функций «ДОН».

В Центре имеется адаптационное оборудование и технические средства реабилитации, предназначенные для облегчения приготовления и приема пищи, для письма и рисования, для облегчения самообслуживания при купании и туалете. Здесь же находятся устройства для облегчения ходьбы.

Большую роль в подготовке ребенка-инвалида к жизни играет семья, членов которых тоже необходимо обучать.

Поэтому специалисты по социальной работе информируют родителей о расширении возможностей детей-инвалидов с помощью адаптационных средств, проводят консультации родителей по вопросам приобретения и использования технических средств реабилитации в домашних условиях.

Грамотно работающие и заинтересованные в конечном результате родители продолжают выполнение начатых в Центре мероприятий, благодаря чему увеличивается положительная динамика, повышается работоспособность детей, правильно формируется их личность, улучшается микроклимат в семье.



Социокультурная реабилитация

В Центре уделяется большое внимание развитию личности ребенка. Значительное место в решении этой задачи отводится социокультурной реабилитации.

Регулярно проводятся праздники и развлечения, экскурсии, спортивные мероприятия, выступления творческих коллективов, выезды в театры.

Ежезаездно дети посещают с экскурсией центр детского творчества «Бабенская игрушка». Бывают в «Парке птиц» в п.Воробьи Калужской области, где знакомятся с различными видами птиц, рыб, животных и рептилий. Узнают много нового и интересного, любуясь красотами этого удивительного уголка природы.

В летние месяцы дети посещают недавно открывшийся «ЭКЗОТИК ПАРК», где живут животные не только средней полосы, но и редчайшие типы земноводных, насекомых и экзотических животных.

Ежедневно, в летние дни каникул, проводятся досуговые и развлекательные мероприятия: «День птиц», «День друзей», «День шоколада» и т.д., работает «Зеленая мастерская» (пластилинография, оригами, бисероплетение), изостудия и другие кружки.

Ежемесячно в Центре проводятся большие тематические праздники, в которых принимают участие не только дети, но и их родители, а также сотрудники Центра. Это такие праздники как: «День защиты детей», День Семьи «Наша дружная семья», «Поклонимся великим тем годам», День юмора и смеха «Веселья час», праздники Пасхи и Масленицы, «Новый год» и др.

ГБУСО МО
"КЦСОР "Подольский"
Copyright © 2010-2018.
Вся информация уникальна.
Копирование информации запрещено.

Мы в сети:

142100, Московская обл., г. Подольск,
ул. Подольских Курсантов, д. 22.
Приемная – 8 (4967) 54-93-29
podolsk-gcso@yandex.ru


Создание сайтов в Подольске, Москве и Московской области